Модернизация коммунальной инфраструктуры

Проблема, изношенности коммунальной инфраструктуры озвучивается в качестве основной причины роста тарифов по оплате ресурсов и коммунальных услуг. Дескать, без этого отрасль не сможет обеспечить потребителей ресурсами, т.к. изношенные сети требуют безотлагательного ремонта, а еще лучше, замены. Деньги нужны, спора нет, но в Государственной Думе задались вопросом: насколько эффективно расходуются имеющиеся ресурсы ресурсоснабжающими организациями? По всей вероятности, очевидные нестыковки при проведении элементарных математических действий, заставили народных избранников удивиться и включить логику.

И вот что из этого получилось. 24 июня группой депутатов Государственной Думы в законодательный орган внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон “О водоснабжении и водоотведении”». Примечателен он тем, что предлагает ресурсоснабжающим организациям разрабатывать инвестиционные программы, которые будут утверждаться исполнительной властью субъекта или органом местного самоуправления (зависит от уровня) и ими же будет контролироваться качество их выполнения. Такая инвестпрограмма необходима, поскольку является нормативным основанием осуществления инвестиционной деятельности ресурсоснабжающими организациями. Ее наличие позволяет обосновать включаемые в тарифы расходы на капвложения и дает возможность изыскивать дополнительные источники финансирования, в т.ч. за счет внедрения экономичных инновационных методов.

Надо сказать, что Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее — Стратегия) Правительство утвердило еще в октябре 2022 года. Алгоритм работы РСО с инвестиционными программами в ней прописан, но при этом обязанность разрабатывать такие программы с соответствующим механизмом контроля и юридической ответственности, должна фиксироваться на уровне соответствующего нормативного правового акта. «Только в этом случае РСО начнут использовать эффективное планирование и, возможно, нас ждет постепенное снижение ежегодного тарифного давления со стороны естественных монополий. Это тем более справедливо, так как потребители ресурсов не имеют возможности выбрать поставщика и статус монополиста должен обязывать РСО к выбору более ответственной политики по отношению к потребителю», — прокомментировал информацию эксперт Президентской академии Геннадий Шевченко.

В том, что сейчас РСО не спешат разрабатывать инвестиционные программы в сфере водоснабжения и водоотведения можно убедиться, взглянув на цифры статистики, которые приводят авторы законопроекта. В тариф на коммунальные ресурсы РСО закладывают крайне маленький процент инвестирования: При нуждаемости в замене сорока трех с половиной процентов сетей водоснабжения и свыше сорока шести процентов сетей сточных вод, реальная доля замены составляет всего 1,1% и 0,4% соответственно. Такие темпы, конечно, никуда не годятся и никак не влияют на улучшение ситуации. Отсутствие реального контроля при монопольном положении РСО создают условия для злоупотреблений.

Есть и другие предположения депутатской инициативы. Дело в том, что Правительство, обремененное поручениями Президента, разработало программу модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 — 2027 годы, где предусмотрены серьезные (150 млрд. рублей ежегодно) бюджетные вложения для снижения аварийности коммунальной инфраструктуры на пять процентов. Планы большие, инвестиции тоже, нужна малость, создать наконец эффективную законодательную базу под Стратегию. «В таком ракурсе судьба комментируемого законопроекта представляется успешной, а вместе с ним, возможно, появится точный понятийный аппарат, осмысленное разграничение мероприятий текущего и капитального ремонтов систем водоснабжения и водоотведения, достоверная информация о состоянии коммунальных сетей и т.д.» — уверен эксперт.

Прочтите также:

Добавить комментарий

    
Яндекс.Метрика level: 4